Главная → Центр публикаций → Статьи и обзоры → Как выбрать юрисдикцию для создания IT-компании

Как выбрать юрисдикцию для создания IT-компании

Как выбрать юрисдикцию для создания IT-компании

IT-сектор остается одним из самых быстрорастущих, и многие предприниматели выбирают его для инвестиций или для реализации собственных бизнес-идей, в том числе через создание IT-компаний за рубежом.

Главные тезисы
  • Юрисдикцию подбирают под модель бизнеса: SaaS — США и Великобритания, разработка на заказ — Казахстан, Сербия, ОАЭ, токены — офшоры.
  • Режимы IP Box снижают налог на доход от программ примерно до 3% на Кипре и в Сербии и до 5% в Гонконге.
  • Для продаж американским клиентам компания в США не нужна: платежи и налог может взять на себя посредник merchant of record.
  • Льготы на R&D в Великобритании и Сербии работают лишь тогда, когда разработчики физически находятся в стране.
  • Даже «безналоговая» регистрация не спасёт, если действуют правила КИК или управление ведётся из другой страны.

Однако универсально благоприятной юрисдикции для регистрации IT-компании не существует. К выбору следует подходить комплексно, не ограничиваясь анализом правового регулирования в самой юрисдикции. Важно отталкиваться от задач, которые стоят перед бизнесом, а также от модели ведения деятельности. Мы предлагаем обзор основных юрисдикций, которые нередко выбирают для регистрации IT-компаний.

Общие критерии выбора юрисдикции

Независимо от конкретной задачи и бизнес-модели, можно выделить ряд критериев, по которым стоит проводить оценку юрисдикций:

Критерий Что означает

Налоговая нагрузка

Целесообразно сравнивать не только ставки налога на прибыль, но и применение иных налогов для бизнеса, особенно:

  • налог у источника;
  • налогообложение дивидендов в стране получателя;
  • доступность льготных режимов для IT-бизнеса.

Защита интеллектуальной собственности

Результаты интеллектуальной деятельности – основной продукт IT-компаний, поэтому важно обеспечить надежные механизмы их защиты.

Кроме того, стоит проверить наличие специальных условий для владения IP-активами и распоряжения ими.

Требования корпоративного законодательства

Необходимо понимать, какие обязанности возникнут у компании после ее регистрации. Например, потребуется ли:

  • назначать местных должностных лиц,
  • обеспечивать реальное присутствие в юрисдикции,
  • проводить аудит финансовой отчетности или
  • выполнять иные обязанности.

Необходимость лицензий или ограничения на ведение отдельных видов деятельности

Деятельность IT-компаний может затрагивать регулируемые сферы и требовать получения дополнительных лицензий. Особенно это касается:

  • платежных услуг;
  • криптоактивов;
  • обработки чувствительных данных;
  • телекоммуникационных и иных подобных услуг.

Возможности финансирования и привлечение инвесторов

Если IT-компании потребуется внешнее финансирование, юрисдикция может определяться доступностью источников финансирования или требованиями будущего инвестора.

Рынки и сотрудники

Некоторые юрисдикции ориентированы на работу с конкретными рынками.

Если планируется переезд сотрудников, стоит оценить возможности релокации либо возможности для найма сотрудников из других стран.

Налоговое резидентство компании

Иногда резидентство компании определяется по месту принятия ключевых управленческих решений. В этом случае применяются правила налогообложения страны, где фактически находятся лица, принимающие решения, а налоговые ставки в стране регистрации не имеют значения.

Правила о КИК

Если в стране налогового резидентства владельца компании действуют правила о контролируемых иностранных компаниях (КИК), то прибыль КИК может облагаться налогом в этой стране.

Важность перечисленных критериев зависит от того, каким образом строится работа компании и за счет чего формируется прибыль. Поэтому в последующем обзоре юрисдикции сгруппированы по наиболее распространенным моделям IT-бизнеса, таким как:

  • продажа подписки на собственный сервис западным клиентам;
  • разработка IT-продуктов на заказ;
  • лицензирование собственных программ;
  • разработка игр и мобильных приложений;
  • выпуск токенов.

Выбор юрисдикций для IT-бизнеса

Продажа подписки на собственный сервис западным клиентам (SaaS)

Модель SaaS (Software as a Service) предполагает продажу доступа к собственному программному обеспечению по подписке через интернет. Продажи обычно осуществляются через сайт с оплатой по карте. Для такой модели больше всего подходят компании в США и Великобритании.

При работе по модели SaaS косвенные налоги обычно возникают в стране покупателей подписки. В США действует налог с продаж (sales tax), однако каждый штат самостоятельно устанавливает условия и ставки налогообложения. Например, в Делавэре налог с продаж отсутствует, а в Техасе только 80% от стоимости реализации SaaS-продуктов облагается налогом.

Услуги, оказываемые частным покупателям в Европейском Союзе, облагаются НДС по ставке страны покупателя. Компания из страны вне ЕС может встать на учет по НДС в любом государстве ЕС в рамках механизма One Stop Shop (OSS). Если покупатели находятся в Великобритании, потребуется отдельная регистрация по НДС с первой продажи (для зарубежных компаний-продавцов).

Регистрация IT-компаний в США

Регистрация компаний в США начинается с выбора штата, поскольку единого федерального законодательства о компаниях в США нет. Чаще всего для этой цели выбирают штат Делавэр, известный своим развитым корпоративным законодательством.

Налоги в США взимаются на трех уровнях:

  • федеральный уровень,
  • уровень штата и 
  • муниципальный уровень.

Корпорация (C Corp) платит федеральный налог на прибыль по ставке 21%, а также налог на прибыль в тех штатах, где у нее возникает налоговое присутствие (в некоторых штатах, например в Вайоминге, этого налога нет). Прибыль LLC по общему правилу облагается не на уровне компании, а у ее участников.

Перед регистрацией компании в США важно определить, потребуется ли привлекать капитал американских венчурных фондов.

Если задача ограничивается продажей подписки американским покупателям, то компания в США не требуется. Прием платежей и уплату налога с продаж может взять на себя посредник (merchant of record). Формально именно он будет выступать продавцом для клиентов. Компания разработчика будет получать выручку за вычетом комиссии посредника, но сама при этом может быть зарегистрирована в любой другой юрисдикции.

Ситуация меняется, если требуется привлечение американских венчурных фондов. В этом случае, как правило, необходимо учреждать компанию в США (обычно в форме корпорации C Corp). Это связано с ограничениями на уровне самих фондов, а также наличием налоговых льгот для инвесторов.

Регистрация IT-компаний в Великобритании

Зарегистрировать компанию в Великобритании для IT-бизнеса можно в форме частной компании с ограниченной ответственностью (private company limited by shares, Ltd).

Ставки налога на прибыль в Великобритании зависят от размера прибыли:

  • прибыль более 250 000 GBP – 25%;
  • прибыль 50 000 или менее GBP – 19%;

Для компаний с прибылью от 50 000 GBP до 250 000 GBP действует специальная ставка, которая увеличивается постепенно.

IT-компании могут воспользоваться специальным налоговым механизмом возмещения расходов на исследования и разработки (R&D) в Великобритании. В отношении отчетных периодов, начинающихся 1 апреля 2024 г. или позднее, компания может получить льготу в виде налогового кредита на R&D расходы.

Кредит составляет 20% от квалифицируемых расходов. Компания может уменьшить налог на прибыль на эту сумму либо получить денежную выплату, если налога нет или он меньше кредита. При этом следует учитывать, что:

  • сумма кредита также облагается налогом на прибыль;
  • сумма выплаты зависит от объема зарплатных отчислений компании;
  • работы по R&D должны быть выполнены на территории Великобритании; если разработчики находятся за рубежом, этот механизм не применяется (за редкими исключениями);
  • для некоторых убыточных компаний предусмотрен отдельный режим.

В Великобритании имеются налоговые льготы для частных инвесторов, которые инвестируют в стартапы, что существенно облегчает привлечение финансирования.

Британские компании достаточно строго регулируются. В частности, они обязаны:

  • раскрывать информацию о своих директорах, акционерах и лицах, осуществляющих существенный контроль (PSC), в том числе для третьих лиц;
  • сдавать финансовую и иную отчетность и проводить аудит (за некоторыми исключениями); и
  • верифицировать личность своих директоров и бенефициаров. 

Разработка IT-продуктов на заказ

Эта модель ориентирована на компании, которые пишут код или разрабатывают программное обеспечение для сторонних проектов, например, на условиях аутсорсинга. В таком случае к выбору юрисдикции стоит подходить с учетом того, где и на каких условиях будут работать сотрудники. 

Если команда остается в странах СНГ или в близлежащих странах с безвизовым въездом для граждан многих стран СНГ и русскоязычной средой, то компанию можно зарегистрировать в Казахстане или Сербии. Если цель – полноценная релокация сотрудников в новый регион, то подойдет компания в ОАЭ.

Регистрация IT-компаний в Казахстане

IT-компания в Казахстане может стать участником технопарка Astana Hub, чтобы воспользоваться следующими преимуществами:

налоговые льготы (в частности, отсутствует налог на прибыль и НДС);

  • льготные условия по найму иностранных специалистов;
  • доступ к программам финансирования и грантам;
  • наличие современной инфраструктуры.

Статья 17 Налогового кодекса Казахстана от 18 июля 2025 г. № 214-VIII устанавливает требования к участникам Astana Hub. Ими являются юридические лица:

  • зарегистрированные в Astana Hub (как правило, в форме товарищества с ограниченной ответственностью);
  • не менее 90% дохода которых формируется из приоритетных видов деятельности в области информационно-коммуникационных технологий (перечень устанавливается отдельно);
  • для товаров – такие товары должны соответствовать критериям собственного производства.

Дополнительные условия для регистрации в качестве участника содержатся в Правилах, утвержденных приказом № 703/НҚ от 31 декабря 2025 г. Правила также устанавливают встречные обязательства для участников Astana Hub по развитию IT-экосистемы.

Участники с годовым доходом свыше 129 750 000 тенге (актуален на 2026 год) представляют отчет и (или) заключение о структуре доходов, сведения из которого должны быть подтверждены аудитором. Сведения, касающиеся финансовой отчетности, предоставляются по запросу.

Регистрация IT-компаний в Сербии

Наиболее популярной формой компаний в Сербии является общество с ограниченной ответственностью (d.o.o.). 

Для Сербии характерно умеренное налогообложение со ставкой налога на прибыль 15%. Однако для компаний, работающих с объектами интеллектуальной собственности, предусмотрен специальный налоговый режим (IP Box), благодаря которому налоговая ставка может быть снижена до 3%.

Расходы на R&D (в том числе на разработку программного обеспечения) можно вычесть из налоговой базы по налогу на прибыль в двойном размере. Данной льготой можно воспользоваться при условии выполнения работ на территории Сербии. Условие считается выполненным, если 90% сотрудников, участвующих в R&D, выполняют эту работу на территории Сербии.

Дополнительно для IT-компаний предусмотрены льготы на подоходный налог на заработную плату, а также на социальные взносы в отношении сотрудников, непосредственно занятых в R&D.

Сербские компании должны готовить и сдавать финансовую отчетность. Аудит обязателен для всех крупных и средних предприятий. Кроме того, в Сербии действует строгий валютный контроль, который стоит учитывать при выборе этой юрисдикции.

Компании также должны передавать информацию о своих бенефициарных владельцах в центральный реестр бенефициаров Сербии. Реестр является публичным, однако некоторые данные предоставляются только лицам, доказавшим наличие законного интереса в получении этой информации.

Регистрация IT-компаний в ОАЭ

IT-бизнес входит в число приоритетных отраслей для ОАЭ, поэтому пользуется поддержкой государства.

Открыть компанию в ОАЭ можно на основной территории эмирата либо в одной из свободных зон (фризон) ОАЭ. В ОАЭ создано несколько свободных зон, которые могут подойти для регистрации IT-компании, в частности:

Бизнес в ОАЭ подлежит обязательному лицензированию. IT-компаниям важно выбрать правильный вид лицензии, поскольку от этого зависит объем допустимых бизнес-операций. Конкретные виды лицензий определяются законодательством фризон.

Помимо получения налоговых преимуществ, создание компании в ОАЭ может быть интересно как основание для релокации сотрудников. Трудоустройство в эмиратской компании, в том числе в компании фризоны, является основанием для оформления резидентства в ОАЭ как для самих сотрудников, так и для членов их семей.

Как правило, компании ОАЭ должны готовить и сдавать финансовую отчетность и раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах. Исключения могут быть предусмотрены законодательством отдельных фризон.

Лицензирование программ и другой интеллектуальной собственности

Данная модель преимущественно используется компаниями, которые владеют правами на собственные программы и извлекают доход, предоставляя эти права в пользование третьим лицам. Доход формируется в основном из лицензионных платежей как от внешних клиентов, так и от компаний внутри группы.

Чаще всего для такой деятельности выбирают компании на Кипре, в Сингапуре или в ОАЭ.

Регистрация IT-компаний на Кипре

К преимуществам регистрации компаний на Кипре, в том числе для IT-деятельности, можно отнести, в частности:

  • одну из самых низких ставок налога на прибыль в ЕС – 15%;
  • специальный налоговый режим интеллектуальной собственности (IP Box), а также
  • широкую сеть налоговых соглашений.

Режим IP Box предполагает, что 80% квалифицированного дохода от квалифицированных активов исключаются из налоговой базы. При общей ставке корпоративного налога 15% эффективная ставка по квалифицированному доходу составляет около 3%.

К квалифицированным доходам, наряду с патентами, отнесено программное обеспечение, охраняемое авторским правом. При этом товарные знаки и иная ИС, разрабатываемая в целях маркетинга, не подпадают под действие режима.

Выбирая кипрскую компанию, стоит иметь в виду, что все компании, зарегистрированные на Кипре, обязаны:

  • готовить и сдавать финансовую и иную отчетность;
  • проводить аудит;
  • передавать сведения о бенефициарных владельцах в государственный орган (доступ для широкого круга лиц закрыт).

Регистрация IT-компаний в Сингапуре

Компанию в Сингапуре обычно выбирают для ведения бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В Сингапуре налог взимается по территориальному принципу. Налогом на прибыль облагается:

  • доход, начисленный или полученный из источника в Сингапуре, а также 
  • доход из источников в других государствах, переведенный в Сингапур.

Общая ставка налога на прибыль составляет 17%; при этом для компаний предусмотрены различные льготы и освобождения.

Для IT-компаний, разрабатывающих свои собственные программы, особый интерес представляет льготный режим для разработки ИС Сингапура (IP Development Incentive). Режим носит разрешительный характер и требует, чтобы компания приняла на себя ряд конкретных экономических обязательств. В зависимости от их объема компания платит 5%, 10% или 15% с квалифицированного дохода. Данный вариант подходит при организации в стране полноценного центра по разработке ИС.

Компании, зарегистрированные в Сингапуре, обязаны готовить и сдавать финансовую и иную отчетность. По общему правилу, аудит финансовой отчетности обязателен, однако малые компании, отвечающие определенным критериям, освобождены от этой обязанности.

Сведения об основных должностных лицах и акционерах сингапурских компаний открыты для третьих лиц. Информация о бенефициарных владельцах (контролирующих лицах) передается в центральный реестр, однако публичный доступ к ней не предоставляется.

Разработка игр и мобильных приложений

Разработку игр и мобильных приложений можно выделить в отдельное направление. При такой модели деятельности доход может формироваться за счет поступления выручки из магазинов приложений, которые удерживают свои комиссии.

Для такой деятельности подойдет компания в Гонконге или ОАЭ.

Регистрация IT-компаний в Гонконге

Привлекательность Гонконга для регистрации и ведения бизнеса обусловлена географическим положением региона, территориальным принципом налогообложения, а также низкими ставками налога на прибыль, если прибыль возникает в Гонконге или извлекается из источника в Гонконге. 

Так, гонконгские компании уплачивают 8,25% налога на первые 2 000 000 гонконгских долларов прибыли и 16,5% на сумму превышения. В рамках режима IP Box в Гонконге налог на прибыль от квалифицированных объектов ИС (например, прав на программное обеспечение) может быть снижен до 5%.

В Гонконге действуют программы поддержки технологических компаний, в частности через Корпорацию научно-технологических парков (HKSTP).

Гонконгские компании должны передавать сведения о своих директорах, секретарях и акционерах в государственные органы. Эти сведения являются публичными. Информация о бенефициарных владельцах (контролирующих лицах) остается закрытой.

Сдача аудированной финансовой отчетности обязательна.

ОАЭ: квалифицированный доход от интеллектуальной собственности

IT-компании, которые являются квалифицированными резидентами свободных зон ОАЭ могут воспользоваться нулевой ставкой налога на квалифицированный доход.

В состав квалифицированного дохода (определяется Постановлением Кабинета министров ОАЭ № 100 от 2023 года) входит, среди прочих категорий, доход от квалифицированной интеллектуальной собственности. Последняя включает в себя:

  • патенты;
  • защищенное авторским правом программное обеспечение;
  • права, функционально эквивалентные патентам.

Из этого перечня исключены объекты ИС, разрабатываемые в маркетинговых целях, например:

  • товарные знаки,
  • бренд,
  • логотипы.

Комплексные продукты, такие как мобильные приложения, могут подпадать под определение квалифицированной ИС, если будет доказано, что маркетинговые элементы носят вспомогательный характер. В противном случае доход может быть признан неквалифицированным и облагаться по общей ставке 9% (установлена Федеральным декретом-законом № 47 от 2022 года).

Выпуск собственных цифровых монет (токенов)

Проекты, предполагающие выпуск собственных цифровых монет (токенов), во многих случаях требуют структуры из нескольких юридических лиц. Для регистрации компании-владельца, которая будет выпускать токены, но не будет нанимать сотрудников и вести операционную деятельность, может подойти одна из следующих оффшорных юрисдикций:

  • Каймановы Острова,
  • Британские Виргинские Острова (BVI, БВО),
  • Сейшелы или
  • Панама.

Даже без сотрудников и операционной деятельности компания-владелец не может быть номинальной: на Каймановых Островах, БВО и Сейшелах ожидается ее реальное присутствие в стране регистрации. В Панаме, наоборот, режим рассчитан на работу за пределами страны.

Регистрация IT-компаний на Каймановых Островах

Компании Каймановых Островов могут осуществлять выпуск токенов в соответствии с Законом о поставщиках услуг в сфере виртуальных активов (Virtual Asset (Service Providers) Act) от 2020 года с поправками от 2025 года. Для этого необходимо пройти регистрацию в Управлении денежного обращения (CIMA) или получить лицензию в зависимости от характера деятельности.

При регистрации CIMA оценивает, среди прочих факторов:

  • квалификацию и репутацию компании-заявителя (ее руководителей и бенефициаров), 
  • финансовую устойчивость,
  • внутренние системы управления рисками и процедуры противодействия отмыванию денег.

Под «выпуском виртуальных активов» в законе понимается только публичная продажа вновь созданных токенов, а выпуск сервисных токенов для доступа к платформам или долей токенизированных фондов под это определение не подпадают. Таким образом, если компания не размещает токены на открытом рынке и не осуществляет иные лицензируемые виды деятельности, ей не нужно регистрироваться в CIMA.

Если компании получили лицензию от CIMA, они обязаны проводить аудит финансовой отчетности. Для зарегистрированных лиц аудит не обязателен, однако он может быть затребован. Сдача финансовой отчетности обязательна в любом случае.

На территории Каймановых Островов не взимаются налог на прибыль и прочие основные налоги для бизнеса.

Регистрация IT-компаний на Британских Виргинских Островах

Компания на Британских Виргинских Островах обычно регистрируется в форме коммерческой компании (Business Company). Коммерческие компании БВО вправе осуществлять любую деятельность, в том числе в сфере виртуальных активов.

Закон БВО о поставщиках услуг в сфере виртуальных активов от 2022 года предусматривает три категории услуг, которые требуют регистрации в Комиссии по финансовым услугам (FSC):

  • услуги по хранению виртуальных активов;
  • услуги по обмену виртуальных активов; и
  • прочие услуги с виртуальными активами.

Компании БВО, зарегистрированные в FSC, также обязаны:

  • соблюдать законодательство по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма;
  • сдавать аудированную финансовую отчетность;
  • в некоторых случаях по требованию FSC назначить как минимум одного директора – резидента БВО.

На БВО отсутствует корпоративное налогообложение.

Регистрация IT-компаний на Сейшелах

На Сейшелах Закон о поставщиках услуг в сфере виртуальных активов действует с 2024 года. Сейшельские компании могут получить лицензию от Управления финансовых услуг (FSA) по четырем категориям:

  • провайдеры кошельков виртуальных активов;
  • биржи виртуальных активов;
  • брокерские услуги; и
  • инвестиционная деятельность в сфере виртуальных активов.

В качестве одного из условий выдачи лицензии Закон предусматривает обеспечение реального экономического присутствия компании на территории Сейшел. Кроме того, на Сейшелах есть корпоративное налогообложение. Ставка налога на прибыль зависит от уровня дохода.

Лицензированные компании обязаны готовить ежегодную финансовую отчетность и проводить ее аудит.

Законодательство Сейшел также предусматривает отдельную процедуру регистрации для эмитентов токенов (регулируется Положением о регистрации первичного предложения монет и невзаимозаменяемых токенов от 2024 года). При этом регистрируется само размещение токенов, а не специальный статус компании.

Регистрация IT-компаний в Панаме

В Панаме пока нет специального закона о виртуальных активах: законопроекты о регулировании криптоактивов обсуждаются, но не приняты. Поэтому криптовалютная компания в Панаме работает по общим правилам корпоративного законодательства.

Регулятор рынка ценных бумаг (SMV) неоднократно указывал, что криптовалюты не относятся к ценным бумагам. Если токен не является ценной бумагой или иным финансовым инструментом, регистрироваться в SMV или получать лицензию для его выпуска, как правило, не нужно.

Налогообложение в Панаме – территориальное: налог на прибыль платят только с дохода из местных источников. Эти преимущества сохраняются, пока компания работает на внешних рынках и не оказывает услуг резидентам Панамы. При этом после регистрации компании в Панаме нужнПеред регистрацией компании в СШАо ежегодно передавать копии бухгалтерских записей резидентному агенту, а он вносит сведения о бенефициарах в закрытый реестр.

Сводный обзор юрисдикций и практические рекомендации

Для удобства обзор юрисдикций можно представить в таблице ниже:

Модель бизнеса Юрисдикция

Продажа подписки западным клиентам 

  • Великобритания
  • США (особенно если требуется привлекать американские венчурные фонды)

Разработка на заказ для сторонних проектов

  • Казахстан
  • Сербия
  • ОАЭ (если планируется релокация сотрудников)

Лицензирование собственных программ

  • Кипр
  • ОАЭ
  • Сингапур

Разработка игр и мобильных приложений

  • Гонконг
  • ОАЭ

Выпуск токенов

  • Каймановы Острова
  • БВО
  • Сейшелы
  • Панама

Принять окончательное решение помогут следующие рекомендации:

  • определите географию денежных потоков;
  • решите, где физически будут располагаться сотрудники компании;
  • проверьте доступность банковских счетов или иных платежных средств;
  • решите, потребуется ли привлечение внешних инвесторов;
  • выясните, является ли предполагаемая деятельность лицензируемой;
  • посчитайте общую налоговую нагрузку и административные расходы на регистрацию и ежегодную поддержку компании (с учетом аудита, необходимости назначать местного директора и т.д.);
  • определите, где будет находиться центр управления компанией и не возникнет ли у компании налогового резидентства в этой стране;
  • выясните, применяются ли правила КИК в стране налогового резидентства владельца будущей компании.

Помните о том, что выбор юрисдикции может пересматриваться в связи с появлением новых обстоятельств или бизнес-задач.

Теги:

Оцените эту страницу!
[Всего: 4 Средний: 5]

Свяжитесь с нами

Отвечаем быстро – обычно в течение нескольких часов.
Номер телефона
Подписка на рассылку
Отправляя форму, вы подтверждаете, что Uniwide будет обрабатывать ваши персональные данные в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Прокрутить вверх